Когда произошла война описанная в Махабхарате?

Используя комбинацию данных из древних текстов, современной астрономии и радиоуглеродного датирования, удалось выяснить, что война Махабхараты произошла 2922 года назад.

Можно ли найти точную дату, пожалуй, самой важной битвы в нашей ранней истории — войны на Курукшетре? Я считаю, что это вполне возможно, используя подсказки из конкретного эпизода войны.

Четырнадцатый день войны Махабхараты был решающим для обеих сторон. Вечером тринадцатого дня Арджуна, опустошенный смертью своего маленького сына Абхиманью, поклялся, что убьет Джаядратху — человека, которого он считал виновным, — к закату следующего дня. Если ему не удастся это сделать, он отдаст свою собственную жизнь. Кришна немедленно послал шпиона в лагерь Кауравов.

Шпион сообщил, что кауравы планируют, что шесть махаратхов, или ведущих воинов (включая Карну и Ашваттхаму), весь день будут стоять в защитном кордоне вокруг Джаядратхи. Они надеялись расстроить усилия Арджуны и тем самым вынудить его совершить самоубийство, что практически гарантировало исход войны. Узнав об этом, Кришна удалился в свою комнату, задумчивый и напряженный. Однако на следующее утро он выглядел прекрасно.

На четырнадцатый день дела у Пандавов шли неважно. Было уже за полдень, но Арджуне все еще не удавалось предпринять продолжительную атаку на Джаядратху. Шесть воинов пресекали все его попытки. Стояла ранняя зима, поэтому закаты в любом случае случались довольно рано, но сегодня небо, казалось, темнело еще быстрее, чем обычно.

Кришна говорит Арджуне, что скоро будет казаться, что солнце действительно зашло; солнечный диск потемнеет, и небо потемнеет. В то время как все остальные будут думать, что это «настоящий» закат, Арджуна должен знать, что на самом деле это «подделка» и что через некоторое время солнце снова появится. Он объясняет, что все на стороне кауравов станут беспечными, как только солнце померкнет, и начнут радоваться, думая, что их беды позади, и ожидая, что Арджуна умрет.

Тогда он должен воспользоваться замешательством и убить Джаядратху. Арджуна немедленно соглашается, и все идет по плану. Джаядратха, который спрятался, выходит и смотрит на солнце, откинув голову назад. Арджуна немедленно нападает на него, напугав и других воинов, которые выпустили из рук оружие и расслабились. Они плохо видят и недоумевают, что Арджуна сражается, а не совершает самоубийство.

Наконец, Джаядратха убит, и очень скоро солнце появляется вновь. Кауравы понимают, что «закат», который они видели, был «иллюзией», а Пандавы ликуют и убивают еще много людей до (настоящего) заката. Все это подробно описано в главах 147 и 148 книги 7 (Дрона-парва) санскритской «Махабхараты», а также в английском переводе К. М. Гангули (7.145).

Если отбросить сверхъестественные объяснения, то это явный пример солнечного затмения, которое произошло после полудня и закончилось до захода солнца. Если бы мы смогли точно определить дату такого затмения, то, возможно, смогли бы датировать войну в Махабхарате. Вьяса дает еще несколько подсказок о возможных датах в Книге 6.3, в которой он посещает Дхритараштру перед началом битвы.

Обсуждая ряд дурных предзнаменований, которые он наблюдал в последнее время, Вьяса сетует на то, что лунный свет тускл даже в «Картики пурнамаси», то есть в ночь полнолуния месяца Картика (что примерно соответствует середине октября — середине ноября). Это указывает нам на то, что мы ищем солнечное затмение, которое произошло в (или даже немного позже) месяца Картика, и что полнолуние должно было быть незадолго до начала войны. Кроме того, мы ищем солнечное затмение, которое определенно закончилось до захода солнца и не началось слишком рано днем.

Чтобы сузить возможные временные интервалы, в которые следует искать солнечное затмение, удовлетворяющее всем этим условиям, я опираюсь на исследования, независимо проведенные разными специалистами. Во-первых, известный археолог Б. Б. Лал провел захватывающее исследование Хастинапура (столицы Кауравов, завоеванной Пандавами после войны).

В 1950-52 годах он проводил раскопки на месте Хастинапура, в 60 милях к северо-востоку от Дели. Он обнаружил множество жилых слоев. Во втором, самом древнем слое, были обнаружены свидетельства того, что жилище было внезапно прервано мощным разливом Ганги, после чего город был заброшен более чем на два столетия. Археологи смогли датировать этот потоп примерно 800 годом до нашей эры.

Интересно, что в пуранических текстах, включая Ваю-пурану и Матсья-пурану, упоминается, что наводнение разрушило Хастинапур во время правления царя Ничакшу, который был в седьмом поколении после Пандавов (он был пятым правителем от внука Пандавов Парикшита. Парикшит взошел на трон Пуру после Юдхиштира). Они также упоминают, что из-за сильного наводнения Ничакшу и его люди были вынуждены полностью покинуть Хастинапур и переехать в новую столицу, Каушамби.

Итак, археологи обнаружили во втором по возрасту слое в Хастинапуре очень характерную керамику «окрашенной серой посуды»; точно такую же керамику они нашли и в других местах, упомянутых в «Махабхарате», которые были современны времени Пандавов (например, в Ахичатре, столице Друпады, отца Драупади, а также в Курукшетре, месте битвы, Матхуре и Барнаве, или Варанавате, где Пандавам пришлось спасаться от поджога). Культура расписной серой посуды была датирована по углероду приблизительно между 700 и 1200 гг. до н.э.

Что еще более интригующе, в Каушамби были найдены археологические свидетельства «окрашенной серой посуды», относящиеся к периоду, когда Хастинапур был покинут, что позволяет предположить, что переселенные жители Хастинапура вполне могли начать восстанавливать свою жизнь вскоре после этого в Каушамби.

Все это привело д-ра Б. Б. Лала к тому, что он отождествил крупное наводнение, прервавшее проживание в конце этого периода «окрашенной серой посуды», с наводнением, пережитым Ничакшу, которое заставило его переселить своих людей в Каушамби. Это, в свою очередь, привело его к гипотезе — основанной на количестве поколений правителей между Ничакшу и Пандавами, и учитывая, что средние сроки правления были не очень долгими (возможно, в среднем 13 или 14 лет) — что дата 800 г. до н.э. для потопа Ничакшу предполагает дату между 900 и 950 гг. до н.э. для войны Махабхараты.

За десятилетия до этих археологических находок Ф. Е. Паргитер самостоятельно пришел к выводу о временном периоде битвы Махабхараты. Паргитер, который был государственным служащим и судьей в Британской Индии, широко исследовал пуранические и эпические источники на предмет содержащейся в них генеалогической информации о различных королевских династиях. Он даже строго установил синхронность между царственными особами разных династий, так что смог присвоить им номер поколения и сказать, какие цари одной династии были современниками царей других.

Чтобы определить вероятный период войны Махабхараты, Паргитер изучил информацию о царских генеалогиях после войны, вплоть до времени Чандрагупты Маурьи. Как подробно описано в его книгах «Древнеиндийская историческая традиция» (1922) и «Текст пураны о династиях эпохи Кали» (1913), в нескольких пуранах (таких как «Ваю» и «Матсья») есть информация о количестве царей в 10 современных династиях между двумя фиксированными точками времени.

Более ранняя «фиксированная точка» — это правление Адхисимкришны, который был четвертым преемником Парикшита (внука Пандавов). Более поздняя фиксированная точка — начало правления Махападмы Нанды, который, по-видимому, истребил эти 10 династий. По сути, в Пуранах приводятся числа царей в каждой из 10 династий в период между временами Адхисимакришны и Махападмы Нанды.

Известно, что правление Чандрагупты Маурьи началось в 322 году до н.э., через несколько лет после вторжения Александра в 326 году до н.э.. Согласно доступным Паргитеру пураническим источникам о совокупной продолжительности правления Махападмы Нанды и его сыновей (которые правили непосредственно перед Чандрагуптой Маурьей), Паргитер считает, что Махападма начал править около 402 года до н.э. Принимая во внимание тот факт, что ему могло понадобиться около 20 лет, чтобы уничтожить существовавшие ранее династии, Паргитер назначает время 382 г. до н.э. для более поздней фиксированной точки (когда закончилось существование десяти современных династий).

Следующей его задачей было назначить время для более ранней фиксированной точки. Итак, в каждой из 10 династий, упомянутых в Пуранах, между этими двумя точками правило разное количество царей — от 20 до 32. Цари из династий с относительно большим числом правителей в фиксированный промежуток времени в среднем имели более короткое правление. Паргитер усредняет число царей за эти 10 династий, до 26 царей.

На основании изучения многих царских династий по всему миру, он назначает среднее правление каждого царя в 18 лет, и, предполагая 26 таких правлений, он получает длительность интервала между двумя фиксированными точками в 468 лет. Это дает ему дату 850 г. до н.э. для начала временного интервала, который начался во время правления Адхисимкришны. Используя тот факт, что Адхисимкришна на шесть поколений младше Пандавов, Паргитер предлагает примерную дату начала войны на Курукшетре — около 950 года до н.э. Эта дата может быть несколько более ранней. Эта дата может быть несколько раньше или позже, в зависимости от предполагаемой длины поколений.

Ранее я и мой соавтор независимо друг от друга нашли приблизительную дату для времени царя Рамы (около 1350 года до н.э.). Наши выводы были основаны на данных профессора Айенгара о датах некоторых древних астрономов, информации Паргитера о некоторых династиях, современных Раме, а также на некоторых данных в конкретном ригведическом гимне. Подробности о том, как мы пришли к нашему выводу, можно найти в нашей статье в HT Books.

Итак, согласно генеалогическим таблицам, составленным в Паргитере, Пандавы живут на 30 поколений позже Рамы (в то время как Рама соответствует поколению номер 65 в списке Паргитера, Пандавы — поколению 95). Это, наряду с нашим выводом о приблизительно 1350 году до н.э. для времени Рамы, в дополнение к независимым выводам профессора Б.Б. Лала и Паргитера о приблизительном времени войны Махабхараты, заставило меня остановиться на 800-1000 годах до н.э. как на вероятном интервале для войны. Однако я хотел попытаться определить точную дату.

Для этого я использовал данные Фреда Эспенака из НАСА. Я проверил солнечные затмения, видимые из Дели (ближайшей географической точки в базе данных к Курукшетре) в интервале 800-1000 годов до нашей эры. Я искал солнечное затмение примерно в месяце Картика или около него, которое начиналось после полудня и заканчивалось перед заходом солнца (к счастью, все эти детали были доступны в данных).

Я нашел только одно солнечное затмение, удовлетворяющее всем этим критериям. Оно произошло 5 ноября 900 года до н.э., то есть в месяц Картика. Затмение началось в 14.25 (после полудня) и закончилось в 15.54, и это было до захода солнца в тот день. (В базе данных специально указано, продолжается ли затмение на закате или уже закончилось). Я проверил историческую таблицу фаз луны (которую также ведет Эспенак) и обнаружил, что 21 октября 900 года до нашей эры было полнолуние. Это была бы «Картика пурнима», и это было бы очень близко к началу войны.

Многие попытки отследить дату войны с помощью астрономических данных предполагали поиск пары затмений — лунное затмение предшествовало солнечному затмению. Однако при изучении текста беседы Вьясы с Дхритараштрой, когда он посещает его во время Картик-пурнимы перед началом войны, становится ясно, что он не имеет в виду лунное затмение. Он говорит Alakshyah prabhaya heenah pournamasim ca kartikimChandro abhut agnivarnashcha samavarne nabhastale. (6.2.23)

Это можно перевести следующим образом. «В эту полнолунную ночь месяца Картик свет луны тусклый, и ее трудно увидеть, потому что и луна, и небо имеют совершенно одинаковый цвет, цвет огня» (перевод мой). Это исключает лунное затмение, потому что во время лунного затмения может произойти одно из двух событий.

Либо луна красная (кровавая луна), а окружающее небо черное (НАСА объясняет, что это происходит из-за рефракции), и в этом случае, хотя луна может быть цвета огня, ее, конечно, не трудно увидеть (алакшйа), потому что небо не такого же цвета, как красная луна. Или же и луна, и небо могут быть одного цвета — черного, и в этом случае луну, конечно, трудно увидеть, но тогда, поскольку огонь не может быть черным, ни луна, ни небо не будут описаны как имеющие цвет огня. Данные НАСА о лунном затмении показывают, что в ночь на 21 октября 900 года до н. э. лунного затмения не было, что подтверждает мое прочтение текста.

Почему даже полная луна могла казаться тусклой и маленькой (как описывает Вьяса)? Это могло произойти, когда Луна находилась вблизи своего апогея (самого дальнего расстояния от Земли по орбите) в моменты, очень близкие к полнолунию. Технически это называется микролуна.

Чтобы проверить, могло ли это произойти 21 октября 900 года до н.э. (ночь Картик-пурнима незадолго до начала войны Махабхараты), я воспользовался калькулятором лунного перигея и апогея от Fourmilab и обнаружил, что апогей действительно произошел 20 октября 900 года до н.э. Таким образом, в ночь полнолуния Луна находилась в апогее. Таким образом, даже в ночь полнолуния Луна была бы довольно далеко от Земли, и ее свет казался бы тусклым.

Судя по тому, как развиваются события на четырнадцатый день, Кришна, возможно, понял, что скоро произойдет солнечное затмение, поэтому он и сказал Арджуне, что «закат» был ненастоящим, но никто другой этого не поймет. Можно ли было предсказывать затмения в древней Индии?

Интересно, что профессор Р.Н. Айенгар в своем исследовании об архаичных астрономах Парашаре и Вриддха-Гарге не только датирует их примерно 1400 годом до нашей эры (другими словами, примерно за 500 лет до найденного мной солнечного затмения), но и подробно описывает, как сам Парашар уже имел 1300-летние наблюдения ночного неба за кометами, затмениями, звездами и планетами. Все это передавалось от нескольких поколений учителей своим ученикам. Хотя Парашар и Вриддха-Гарга не использовали математическую астрономию, многовековые наблюдения позволили им начать выявлять закономерности в последовательностях затмений (Iyengar 2008).

Следующее известное нам развитие индийской астрономии представляет собой Панча-сиддханты. Это были ранние работы, содержащие математическую астрономию. Варахамихира (гораздо более поздний астроном, писавший в начале 6 века нашей эры) сохранил большую часть их текстов и воспроизвел их.

Так вот, из них Вашишта-сиддханта может быть датирована приблизительно 1100 годом до н.э., поскольку, как отмечает переводчик (Sastry, 1995) сборника Варахамихиры «Панча-сиддхантика», некоторые расхождения в положении (небесных) объектов между временем Варахамихиры (около 500 года н.э.) и положением, рассчитанным в Вашишта-сиддханте, указывают на разрыв во времени между ними в 1600 лет. Дата 1100 г. до н.э. для «Вашишта-сиддханты» не будет слишком удивительной, учитывая, что Парашар и Вриддха Гарга работали за три столетия до этого.

В «Вашишта-сиддханте» изложен относительно простой математический расчет для предсказания наступления лунного затмения. Нужно было знать долготу Луны, Солнца и угол между полной Луной и эклиптическим узлом (который в этих текстах называется «Раху»). В книге также приводятся некоторые дополнительные расчеты с учетом широты Луны, которые предсказывают продолжительность затмения. Метод, используемый для вычисления того, произойдет ли солнечное затмение (приведенный в других сиддхантах), также очень похож на метод, используемый для предсказания лунного затмения.

Варахамихира упоминал, что умение предсказывать солнечное затмение считалось великой тайной. Это объяснялось тем, что те, кто занимал властные позиции и заранее обладал этим особым знанием, могли использовать его в своих интересах. Поэтому знающие астрономы, как правило, молчали о своей способности предсказывать солнечные затмения.

Однако, поскольку война в Махабхарате произошла бы через 200 лет после «Вашишта-сиддханты», вполне вероятно, что к тому времени астрономы уже могли предсказывать солнечные затмения. Более того, Кришна мог иметь доступ к двум известным астрономам в лагере Пандавов — Асите и Девале, которые были братьями главного жреца Пандавов, Дхаумьи. Поэтому вполне правдоподобно, что он мог посоветоваться с ними и узнать о солнечном затмении на 14-й день войны.

Наконец, поскольку в «Махабхарате» и других источниках говорится, что примерно через 36 лет после войны на Курукшетре в Двараке произошло сильное наводнение, я попытался найти подтверждающие свидетельства этого наводнения. Данные о реальных исторических наводнениях или цунами в нашей части света крайне скудны, а если они и есть, то не слишком давние.

Однако, как ни странно, геологи недавно обнаружили некоторые свидетельства доисторических цунами. Спровоцированные цунами 2004 года в Индийском океане, геологи исследовали прибрежную пещеру в Ачехе, Индонезия, и обнаружили, что в ней сохранились свидетельства доисторических цунами, которые в основном происходили в Андамано-Никобарском регионе и, скорее всего, затронули Индию.

В работе, опубликованной в журнале Nature (Rubin et al 2017), геологи использовали радиоуглеродное датирование для определения даты каждого такого цунами. Они обнаружили свидетельства цунами в интервале 822 г. до н. э. — 1000 г. до н. э. (которые они интерпретируют как самую позднюю и самую раннюю возможные даты для этого цунами). Этот интервал соответствует дате, которую я нахожу для войны в Махабхарате.

Учитывая все это, я бы сказал, что война Махабхараты велась с 23 октября по 9 ноября 900 года до нашей эры.

Конечно, были и предыдущие попытки датировать войну Махабхараты. Я полагался на опыт археолога Б. Б. Лала и на исследования Паргитера, чтобы определить временной интервал, в пределах которого следует вести поиск, и смог получить очень конкретную, уникальную дату путем внимательного прочтения текста, благодаря данным Эспенака о затмениях.

Автор: Бришти Гуха имеет степень доктора экономических наук Принстона и в настоящее время является доцентом Школы международных исследований JNU.
Источник: https://vk.com/ufoobserver

Добавить комментарий